ООО “Информационные системы”
Воронцовская ул, дом № 35Б, корпус 2 109147 Москва,
+7 495 103 44 44, info@1ats.ru

Основные показатели качества IP-телефонии

Еще совсем недавно виртуальная IP-телефония вызывала у некоторых клиентов сомнения, и в отдельных случаях связь оставляла желать лучшего. Но благодаря внедрению технологических достижений, качество удалось значительно улучшить и тем самым поднять уровень обслуживания клиентов на новую ступень.

Что же отвечает за качество IP-телефонии, какие факторы на нее влияют и как можно добиться наилучшей связи, предлагаем разобраться в данной статье.

Что характеризует качество IP-телефонии

Качество IP-телефонии, как виртуальной, так и на базе офисной АТС, характеризуют два основных параметра: качество речи и качество передачи сигнализации. К первому относятся следующие составляющие:

  • возможность абонента вести диалог в реальном времени в дуплексном режиме;
  • разборчивость речи собеседника, включающая ее тональность и частоту;
  • наличие эха или его отсутствие;
  • уровень громкости речи.

Качество сигнализации зависит от следующих показателей:

  • скорости и времени установления соединения;
  • скорости и времени разъединения или отбоя;
  • возможности распознавания сигналов многоразового набора и их последующей фиксации.

Одним из негласных показателей который может косвенно указывать на качество IP-телефонии является ее стоимость. Как правило, у провайдеров стоимость услуг прямо пропорциональна их качеству, однако это не значит, что за небольшое увеличение последнего необходимо платить непомерно высокую цену.

Что влияет на показатели

Факторы, влияющие на показатели качества IP-телефонии, можно разделить на две группы: факторы IP-сети и SIP-сервера.

К первой группе относятся:

  • максимальная пропускная способность интернет-канала, то есть предельно допустимое количество данных, которые можно передать;
  • задержка - интервал времени, который потребуется для передачи одного пакета по сети;
  • джиттер - задержка между двумя пакетами потока во время одного сеанса связи;
  • потеря пакетов - часть пакетов, которые были потеряны при передаче по сети в течение одного сеанса связи.

Чтобы проверить все эти показатели интернет-канала и убедиться в том, соответствуют ли они нужным требованиям, советуем ознакомиться с ранее опубликованной статьей о характеристиках интернет-соединения для качественной IP-телефонии.

К факторам, влияющим на качество SIP-сервера, относятся:

  • требуемая полоса пропускания канала, подведенного к серверам, так как для разных кодеков нужна определенная;
  • задержка - промежуток времени, требуемый цифровому процессору либо другому устройству обработки сигналов для того, чтобы закодировать сигнал и декодировать его обратно;
  • буфер джиттера - область для хранения поступающих пакетов данных, где они сохраняются до того момента, пока все не будут получены, после чего передаются в определенной последовательности, что необходимо для сокращения джиттера;
  • потеря пакетов - часть пакетов, которые были потеряны при сжатии или передаче в оборудовании IP-телефонии;
  • подавление эха - возможность снижения уровня эха, которое может возникнуть при передаче данных по сети;
  • возможность управления уровнем громкости речи.

При этом следует отметить, что SIP-сервер находится на стороне провайдера виртуальной IP-телефонии, соответственно за качество его работы отвечает провайдер. Поэтому компания 1ATS использует для предоставления своих услуг надежный, отвечающий современным требованиям датацентр уровня TIER 3 и SIP-сервера на современном оборудовании, и гарантирует со своей стороны надежность предоставляемых услуг.

Методы оценки

Лучше всего оценить качество IP-телефонии могут сами клиенты. Однако проводить постоянные опросы среди большого числа пользователей довольно утомительно, да и не всегда осуществимо. Поэтому в настоящее время применяют более доступные методы, которые позволяют контролировать качество связи автоматически.

Официальным методом оценки голосовой связи является MOS - усредненная, субъективная оценка на основе опроса. Согласно ее алгоритму, группа людей оценивает качество тестовых звуковых шаблонов по пятибалльной системе от 1 до 5, где 1 - очень плохое качество, а 5 - соответственно, наилучшее.

Также существуют специальные алгоритмы, такие как PESQ, PAMS и PSQM+, позволяющие автоматически обрабатывать звуковые шаблоны наиболее приближенно к экспертному уровню. Все это - алгоритмы активного мониторинга, дающие объективную оценку качеству связи внутри сети, в том числе и IP-телефонии, но любые измерения вне ее, практически невозможны. Для последнего случая был введен алгоритм пассивного тестирования P.563, который анализирует непосредственно передаваемые потоки речевых данных.

Еще одним методом оценки качества является алгоритм PsyVoIP, разработанный компанией Psytechnics. Он анализирует данные не так точно, как P.563, зато может это делать в течение всего сеанса связи в реальном времени.

Наиболее дешевым аналогом P.563 является способ оценивания, основанный на модели E-model. Его лучше всего применять для того, чтобы локализовать какую-либо проблему, а затем анализировать ее при помощи других алгоритмов.

Как получить качественную связь

Качество IP-телефонии во многом зависит от скорости интернета, однако ее можно попытаться улучшить при помощи настройки некоторых параметров.

Во-первых, сжатие пакетов оказывает влияние на качество связи. То есть, в зависимости от используемого кодека, информация может сжиматься больше или меньше. Наиболее распространенными кодеками, применяемыми в IP-телефонии являются G.711, G.723 и G.729. Лучше всего отдать предпочтение двум из них, в зависимости от скорости канала. Если проблем с интернетом нет, рекомендуется использовать кодек G.711, который обеспечит наилучшее качество. Кодек G.729 не так требователен к скорости интернет-канала.

На качество услуг влияет также и загруженность канала. Поэтому в целях улучшения работы можно воспользоваться следующими советами:

  • при использовании офисной АТС отдавать предпочтение профессиональным маршрутизаторам, которые позволят разделить интернет-канал и тем самым выделить отдельную полосу под IP-телефонию;
  • для IP-телефонии на базе облачной АТС использовать отдельный интернет-канал;
  • создать VPN-туннель между компьютером и провайдером, который будет использоваться только для голосовой передачи.

Надежную и качественную связь можно получить, воспользовавшись услугами виртуальной IP-телефонии от 1ATS. Облачная АТС более доступна и требует меньше затрат на организацию относительно офисной, и может быть развернута в короткие сроки без привлечения специалистов. Это дает возможность использования IP-телефонии в любом бизнесе, будь-то небольшой стартап или крупная компания.