ООО “Информационные системы”
Воронцовская ул, дом № 35Б, корпус 2 109147 Москва,
+7 495 103 44 44, info@1ats.ru

Что такое SIP-телефония?

Многие слышали о SIP-телефонии, хотя понимают что это такое далеко не все. Часто на просторах интернета можно найти вопросы, что означает SIP-телефония и чем она отличается от IP-телефонии. В данной статье мы дадим ответ на этот вопрос, а также расскажем как работает телефония по протоколу SIP и что нужно для ее организации.

SIP - как протокол 

Чтобы понять, что такое SIP-телефония, необходимо разобрать такие понятия как SIP и IP-протоколы. Начнем с самого основного – IP-протокола (Internet Protocol, в дословном переводе «межсетевой протокол»). Это протокол передачи данных по сети интернет, связывающий каждый отдельный компьютер в глобальную сеть. SIP-протокол разработан для IP-сети, может работать и поверх других транспортных протоколов (TCP, UDP, SCTP).

Отсюда плавно вытекает понятие IP-телефонии – совершение звонков, видеообщение и передача текстовых сообщений посредством интернета. А SIP-протокол – является прикладным протоколом, который обеспечивает установку связи между абонентами телефонии IP-сети, и саму передачу данных не осуществляет.

SIP-протокол - Session Initiation Protocol, или протокол установления сеанса, отвечает за процедуру регистрации пользователя, установление и завершение сеанса связи с соответствующей сигнализацией, и используется в различных целях: 

  • - для онлайн-игр;
  • - для IP-телефонии (голосовая связь, обмен документами и медиафайлами);
  • - для проведения видеосвязи и видеоконференций.

Существуют и другие протоколы-аналоги, такие, как H.323 и MGCP, использующиеся для установления и разрыва сеансов связи IP-телефонии, но наиболее перспективным, активно развивающимся и универсальным в настоящий момент считается именно SIP-протокол.

Составляющие SIP-телефонии

Для организации SIP-телефонии необходимо подключиться к SIP-серверу провайдера, обеспечивающего данный тип связи, или создать собственный сервер - домашний (на ноутбуке, ПК) или на хостинге. Набор и прием звонков осуществляется с помощью софтфонов (программных телефонов) установленных на персональный компьютер, ноутбук, планшет или смартфон, аппаратных SIP-телефонов, а также аналоговых телефонов подключенных через VoIP шлюз. Прием и передача данных SIP-телефонии возможна как через проводной интернет, Wi-Fi, так и по сетям 3G или 4G.

Интерфейс софтфона

Принцип совершения и приема звонков

Рассмотрим более детально принцип работы SIP-телефонии.

В качестве идентификатора для осуществления взаимодействия в IP-сетях может служить номер телефона абонента (городской, мобильный) или его логин, записанные в формате [номер телефона]@[VoIP-шлюз] и [логин абонента]@[Доменное имя].

При наборе нужного номера с SIP-телефона (аппаратного или программного), сотового или с обычного городского подключенного к VoIP шлюзу, звонок по сети Интернет поступает на сервер провайдера виртуальной телефонии. Там он автоматически маршрутизируется в нужном направлении - на номер вызываемого абонента. Поступить такой звонок может как на SIP-номер, так и на сотовый или городской, в зависимости от способа организации приема звонков у вызываемого абонента.

Преимущества SIP-телефонии

По сравнению с другими видами IP-телефонии, с сотовыми операторами и аналоговыми АТС, SIP-телефония имеет больше возможностей и ряд преимуществ.

Возможности для реализации

Организовать работу SIP-телефонии можно несколькими вариантами:

  • - на базе IP-АТС;
  • - посредством облачного решения;
  • - на основе открытого программного обеспечения Open Source.

Какой из способов выбрать - решать пользователю, в зависимости от целей, для которых будет использоваться то или иное решение.

Мобильность

Одним из преимуществ такого вида телефонной связи является мобильность. Используя SIP-телефонию, можно совершать и принимать звонки без привязки к географическому положению.

Посредством SIP-телефонии можно общаться бесплатно внутри корпоративной сети и с удаленными сотрудниками. Можно принимать звонки клиентов за пределами офиса и даже находясь в других странах.

Мобильность SIP-телефонии

Особенности переадресации

С помощью SIP-телефонии можно настроить любую по сложности схему переадресации звонков, которая будет учитывать рабочие и выходные дни сотрудников, загруженность менеджеров и многое другое. К примеру, при звонке сотруднику в нерабочий день, можно включить переадресацию на его личный мобильный телефон, или же подключить голосовое меню, которое предложит записать и оставить сообщение. Также можно переадресовать поступивший звонок любому другому свободному сотруднику. SIP-телефония обладает гибкими настройками распределения звонков.

Взаимодействие с разными сетями

Как было указано в описании принципа работы SIP-телефонии, при регистрации на каком-либо SIP-сервере, клиенту предоставляется SIP-номер, с помощью которого можно осуществлять связь с сотовыми или стационарными телефонами. Плюсом таких номеров является то, что при настроенной переадресации на мобильный или стационарный телефон, ваш реальный номер нигде не фигурирует, а потому остается неизвестным.

Интеграция с бизнес-сервисами

SIP-телефония легко интегрируется с сайтом компании, CRM-системами, базами данных и другими программами. Благодаря этому, можно значительно повысить эффективность бизнеса. К примеру, используя call-tracking, можно не только отследить звонок, но и узнать из какого именно источника он поступил, что позволит проанализировать и выявить заведомо неэффективные каналы рекламы. А с помощью прослушивания разговоров можно контролировать каждого сотрудника, что существенно повлияет на его работоспособность и повысит уровень обслуживания клиентов. А это повлечет за собой значительный рост продаж.

Масштабируемость

Используя SIP-телефонию можно без каких-либо проблем увеличивать количество виртуальных линий корпоративной сети, количество абонентских номеров, не затрачивая при этом колоссальную сумму из бюджетных средств.

Низкая стоимость звонков

Подключая SIP-телефонию можно значительно сэкономить на связи, ведь звонки между абонентами внутри сети будут бесплатны, а звонки на стационарные и мобильные номера обойдутся в разы дешевле, чем с обычного номера. Причем совершенно неважно при этом, в какой части света находится абонент.

Экономия

Как и с чего начать

Начать пользоваться SIP-телефонией довольно просто. Подключение и настройка займет всего несколько минут. Это не составит большого труда даже для чайников. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте провайдера SIP-телефонии, одним из которых является 1ATS, и произвести необходимые настройки параметров работы самостоятельно. Либо же воспользоваться для этого услугой по настройке, предоставляемой провайдером. После чего, можно совершать и принимать звонки, используя предусмотренные для этого программы и устройства.