ООО “Информационные системы”
Воронцовская ул, дом № 35Б, корпус 2 109147 Москва,
+7 495 103 44 44, info@1ats.ru

Облачная АТС своими руками: нужно ли это вам

Процесс управления бизнесом зависит от разных факторов, но во многом от способов и качества связи с аудиторией, а именно - телефонной коммуникации с потенциальными и реальными клиентами. Хорошо налаженные взаимоотношения между сотрудниками и клиентами существенно повышают эффективность работы компании. А обеспечит все это и многое другое облачная АТС. О преимуществах данной услуги для бизнеса не раз уже было написано. Кроме налаживания отношений с клиентами, повышения продуктивности работы сотрудников, современные системы телефонной связи помогают существенно сэкономить расходы и повысить прибыль. При этом не нужно много секретарей, операторов call-центров, отпадает необходимость в большом количестве телефонных номеров и приобретении дорогостоящего специального оборудования. Виртуальная IP-телефония очень удобна для совершения звонков с обычного стационарного, IP-телефона, компьютера, ноутбука, планшета или смартфона.

Ознакомившись со всеми возможностями и преимуществами таких технологий большинство видит перспективы в их внедрении на своем предприятии. Но встает вопрос, как это все реализовать.

Сегодня рынок богат предложениями от провайдеров IP-телефонии. При использовании их услуг у компании отпадает потребность в установке, настройке, обслуживании ВАТС. Все что нужно, это несложные манипуляции в личном кабинете и оплата счетов. Однако существует не мало свободных решений компьютерной телефонии и к тому же бесплатных. И здесь у бизнеса появляется желание создать собственную корпоративную виртуальную АТС своими руками, аргументируя это тем, что компания станет более автономной.

Но так ли все однозначно и просто в последнем случае? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что нужно для организации ВАТС. В данной статье не будет пошаговой инструкции со всеми техническими подробностями и нюансами. Все рассмотрим в общих чертах, чтобы помочь сделать вывод, выгодно ли создавать свою IP АТС.

Оборудование и софт для создания ВАТС

Еще сравнительно недавно для налаживания связи компании устанавливали и использовали аппаратные или гибридные офисные АТС. Однако стремительное развитие компьютерных и облачных технологий, активное их внедрение на практике привело к значительному росту использования виртуальных АТС. Эти системы - надежное основание корпоративной IP-телефонии.

Такие АТС являются очень важным инструментом компании, ведь в процессе работы сотрудникам нужно поддерживать связь друг с другом, созваниваться с потребителями товаров и услуг, партнерами по бизнесу, оптовыми поставщиками материалов и комплектующих. Главная функция этих систем - обеспечение надежного и стабильного соединения абонентов во время разговора. Кроме этого, существует много опций, которые позволяют эффективно оперировать всей информацией о звонках, клиентах.

И так, для создания своей облачной АТС потребуется сервер, на котором она будет установлена. Если говорить о максимальной автономности, то для этих целей потребуется достаточно мощный компьютер, расположенный в офисе или арендованный в датацентре. Исходя из практических целей, лучше всего, чтобы на сервере была установлена лицензионная операционная система: Windows, MacOS или бесплатный Linux. Рекомендовано для внедрения софта с открытым кодом использовать Linux. Конечно, в качества сервера можно использовать физический в офисе или арендовать в облаке. Первый подразумевает дополнительные расходы (покупка самого сервера, обслуживание), неудобства при переезде в другой офис, сложности при масштабировании, второй - расходы на аренду. При выборе в пользу облачного варианта, стоит учесть его удаленность от офиса, поскольку чем он дальше, тем больше вероятность получить некачественную связь.

Оборудование для офисной виртуальной АТС

Если для работы своей ВАТС принято решение использовать компьютер, то на нем необходимо создать виртуальный выделенный сервер - VDS. Другими словами: выделить определенные ресурсы компьютера под отдельный виртуальный сервер, который будет выполнять свои задачи. Для реализации данного шага потребуется система виртуализации. Она абстрагированная от аппаратной части компьютера и обеспечивает логическую изоляцию вычислительных процессов ОС компьютера и VDS. На сегодняшний день существует целый ряд систем виртуализации: ProxMox, VMware, Hyper-V, KVM, Xen, VirtualBox и другие.

После создания виртуального сервера на офисном компьютере на него устанавливается облачная АТС, а именно, специальный софт - IP-PBX (Private Branch Exchange). В нашем случае это программная реализация аппаратной или гибридной АТС. Современный рынок предлагает достойный ассортимент IP-PBX, как платных, так и бесплатных. Каждый продукт имеет свои особенности и преимущества. Самыми популярными с открытым кодом считаются Asterisk, FreeSWITCH, SipXecs, Yate, FreePBX. Данные IP-PBX имеют широкий функционал и возможности:

  • поддерживают протоколы IP-телефонии и обычных линий связи;
  • возможность использования аналоговых и цифровых портов;
  • большое количество внутренних абонентов и многоканальность;
  • шифрование разговоров;
  • легкая интеграция с другими системами, например, CRM;
  • большое количество графических средств администрирования;
  • переадресация, поддержка видеоконференций и другие полезные функции.

Конечно, каждая из вышеперечисленных IP-PBX имеет свой функционал, отличительные особенности, преимущества и недостатки. Исходя из этого, пользователь имеет возможность подобрать для себя оптимальный вариант.

Наиболее известная и популярная Asterisk, имеет такую модульную архитектуру, которая позволяет использовать ее для реализации различных возможностей ВАТС. Особенность FreeSWITCH - работа по отдельному потоку данных каждого вызова (канала). Хорошо документированный API (Application Programming Interface) обеспечивает более безопасное подключение по сравнению с Asterisk, в котором API более открытая, поэтому вероятность ошибок значительно больше. С помощью FreeSWITCH можно объединять несколько серверов в кластеры и создавать распределенные площадки для сегрегации пользователей. Программное обеспечение SipXecs является модульной системой, поддерживает только протокол SIP, администрирование выполняется через web. Yate поддерживает разные протоколы IP телефонии: SIP, H323, IAX, MGCP. Механизм кластеризации обеспечивает легкое масштабирование и интеграцию с разными аппаратными решениями. Более подробную информацию об этих и других IP-PBX можно найти в Интернете.

IP PBX

Компании, которые разрабатывают программное обеспечение, в зависимости от требований клиента, могут предложить как бесплатный продукт, так и платный. Все зависит от функционала. Бесплатные версии АТС позволяют без ограничений совершать и принимать звонки. Однако дополнительные опции, например, такие как маршрутизация звонков, запись разговоров и прочие, могут быть ограничены или недоступны. Поэтому в некоторых случаях придется потратиться на саму IP-PBX.

После установки всего основного программного обеспечения, его настройки, можно сказать, что облачная АТС практически готова. Но для полноценного ее использования необходимо приобрести дополнительное оборудование, установить специальные программы. А именно, средства для совершения и приема звонков, другие устройства. Такими могут выступать аппаратные IP-телефоны и SIP-клиенты, обычные телефоны и голосовые шлюзы. SIP-клиент можно установить на компьютер, смартфон или планшет. Создав в своей облачной АТС SIP-аккаунт для определенного номера телефона IP-сети, его можно привязать, например, к софтфону установленному на смартфоне. Таким образом в случае звонка, если сотрудник отошел от рабочего места, вызов будет идти и на рабочий, и на личный телефон. Аппаратный IP-телефон можно подключить напрямую к локальной сети, а обычный - с помощью VoIP-шлюза. Если устройств много, то возможно потребуется дополнительный switch - сетевой коммутатор.

Когда все устройства для непосредственного приема и совершения звонков подключены, нужно им присвоить номера: короткие внутренние или городские, сотовые. Все это можно выполнить через интерфейс IP-PBX. Казалось бы, все готово,но как на офисную виртуальную АТС будут дозваниваться и как сотрудникам компании звонить, например, на сотовые номера клиентов?

Для взаимодействия с другими IP-сетями, например, для звонков на виртуальные номера компании партнера, офисную облачную АТС необходимо подключить через Интернет к SIP-серверу оператора связи. А вот для совершения и приема звонков с сотовых и городских телефонов потребуется дополнительное оборудование. Чтобы связать офисную ВАТС с операторами мобильной связи нужен GSM-шлюз. Для взаимодействия с аналоговыми телефонными линиями - FXO-шлюз.

Теперь все готово. Можно бесплатно общаться с абонентами других виртуальных IP-сетей, без проблем принимать вызовы клиентов и другое. Ко всему прочему стоит добавить, что для более эффективного использования облачной АТС, в нее нужно интегрировать CRM-систему. Она автоматизирует взаимодействие с клиентами, оптимизирует работу команды, расширяет функционал АТС.

Если вы не специалист, но имеете огромное желание и большой запас времени, то все вышеуказанные действия (установки, настройки) можно выполнить самому. Но это не целесообразно. Лучше воспользоваться услугами специалистов.

Преимущества и недостатки собственной облачной АТС

Теперь, когда ясна общая картина того, как своими руками организовать ВАТС в офисе, можно сделать вывод, на что придется потратиться, на сколько это целесообразно для того или иного предприятия.

Как уже стало понятно, что для организации и установки собственной виртуальной АТС потребуются немалые финансовые вложения. Возможно, придется обзавестись платной версией той или иной IP-PBX, приобрести различные шлюзы, сетевые коммутаторы. Также нужно потратиться на специалистов, которые все это подключат, настроят и в дальнейшем будут обслуживать. Помимо всего прочего нужно произвести различные расчеты: какая канальность линий потребуется, по каким протоколам лучше передавать данные и многие другие нюансы.

Главное и, наверное, единственное преимущество виртуальной АТС расположенной в офисе - относительно полная независимость от провайдера. Сервер и все конфиденциальные данные на нем находятся в безопасности и под полным контролем компании. Еще один плюс - возможность проводить точные настройки и при необходимости изменять их под новые конкретные задачи, без ограничений использовать все протоколы, связываться по всем возможным каналам.

Делаем выводы, собственная виртуальная АТС это:

  • дорогое удовольствие;
  • длительное время реализации проекта;
  • сложности при переезде и масштабируемости;
  • относительная автономность.

Такое решение может быть выгодным крупным компаниям. Ну а для индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса есть недорогие, простые варианты организации виртуальной IP-телефонии.

Выгодная альтернатива собственной облачной АТС

Для небольших и средних компаний, стартапов, частных предпринимателей и фрилансеров существует выход из положения - воспользоваться услугами провайдеров виртуальной IP-телефонии. Одним из таких является 1АТС.

Виртуальная АТС от компании «1АТС»

Оператор предлагает готовые решения облачной АТС с набором самых необходимых функции, которые при желании можно расширить. Выполнить подключение к ВАТС можно самому:

  1. Подобрать подходящий тарифный план.
  2. Выбрать виртуальные номера.
  3. Зарегистрироваться на сайте 1АТС.
  4. Произвести в личном кабинете настройку функционала.
  5. Подключить стационарные, IP-телефоны, софтфоны.

Стоит отметить, что интерфейс личного кабинета интуитивно понятный. Не нужно иметь глубоких познаний в IP-технологиях. А полное подключение можно выполнить в течение рабочего дня.

В сравнении с офисной, облачная АТС от провайдера в разы дешевле. Не придется вкладывать средства в покупку мощного компьютера, самой IP-PBX, шлюзов FXS и GSM. Не нужно вникать в технологии IP-сетей, разбираться в непонятных программах, кодах или нанимать специалистов. А обслуживанием виртуальной АТС занимается сам провайдер - 24/7. Единственные расходы - это ежемесячная абонентская оплата. По минимальному тарифу она составляет 300 рублей.

Надеемся, что данная статья будет полезна тем, кто желает создать свою виртуальную АТС или стоят перед выбором между ней и виртуальной телефонной станцией от провайдера.