ООО “Информационные системы”
Воронцовская ул, дом № 35Б, корпус 2 109147 Москва,
+7 495 103 44 44, info@1ats.ru

Что такое SaaS и его роль для бизнеса

SaaS - это принципиально новый подход к доставке услуги или сервиса клиенту. Такая инновационная модель позволяет забыть о сложных инструментах, дорогом оборудовании и необходимости устанавливать софт на своем компьютере или корпоративном сервере. Виртуальная модель SaaS дает возможность получить необходимое решение посредством Интернета.

От английского «Software as a service» - программное обеспечение как услуга, SaaS является облачным сервисом, который используется онлайн и не требует предварительной установки на компьютер, смартфон или другое мобильное устройство. Поставщики размещают свои сервисы, приложения, а точнее доступ к ним на платной (часто по подписке) или бесплатной основе, на своих серверах, а использовать и работать с данным программным обеспечением конечные пользователи могут в интернет-браузере. Чтобы получить доступ к приложению, пользователю необходимо зарегистрироваться на том или ином интернет-ресурсе, оформить подписку, а когда она вступит в силу поставщик SaaS предоставляет пользователю доступ к ПО через браузер. Как правило, SaaS это многопользовательская модель: одна версия программного обеспечения предоставляется разным подписчикам.

В 1960-х годах для предоставления доступа к программному обеспечению ЭВМ подключали к непрограммируемым терминалам. Такой режим использования софта называют «разделение времени». В дальнейшем, по мере того как стоимость персональных компьютеров снижалась, компании начали вводить совместное пользование программным обеспечением по локальной сети. А с развитием Интернета в 1990-х годах поставщики начали предоставлять доступ к своему ПО размещая его на своих серверах. Предшественником модели SaaS стало предоставление приложений - ASP (англ. Active Server Pages - «активные серверные страницы»). ASP имела определенные ограничения. Например, пользователям на свои компьютеры все равно нужно было устанавливать дополнительные приложения и настраивать их. Первые же полноценные решения SaaS были доступны уже в конце 1990-х начале 2000-х годов.

SaaS - не единственная модель предоставления облачных услуг

За счет развития технологий, современных тенденций и потребностей бизнеса, современный рынок предлагает пользователям три базовых типа облачных решений:

  • SaaS;
  • IaaS;
  • PaaS.

Типы облачных решенийС первым уже все понятно: Software as a Service - модель облачных вычислений, при которой пользователи получают доступ к готовым программам через веб-интерфейс. В случае с IaaS (Infrastructure as a Service - инфраструктура как услуга) поставщик предоставляет клиенту готовую инфраструктуру для самостоятельной установки, запуска программного обеспечения, например, системы хранения данных, операционные системы, прочее. А разработка и развертывание ПО на готовых платформах возможно благодаря PaaS (Platform as a Service - платформа как услуга), например, СУБД.

Особенности и возможности SaaS-технологии

Сама модель SaaS не менялась с начала 2000-х, но современные облачные решения значительно отличаются от решений первого поколения. На сегодняшний день это комплексные пакеты услуг с использованием передовых технологий: машинное обучение и искусственный интеллект, цифровые помощники и чат-боты, блокчейны, интеграции и прочее. Современные решения SaaS могут объединять различные процессы: финансовые, управления персоналом, закупок и поставок, продаж и т.п.Возможности SaaS

Модель «программное обеспечение как услуга» имеет определенную концепцию, которая обеспечивает эффективность и удобство работы с ПО. Рассмотрим основные возможности и принципы работы решений SaaS:

  • отсутствие привязки к местоположению и устройству - пользователи могут получать доступ к программному обеспечению и своим данным независимо от местоположения через ПК, ноутбук, смартфон или планшет подключенные к Интернет;
  • подписка или оплата по мере использования ПО - клиентам не нужно покупать всю услугу сразу, а можно подписываться на определенные ее функции (пакеты);
  • многопользовательский доступ - модель позволяет нескольким пользователям одновременно и совместно работать с одним и тем же ПО;
  • связанные действия и межфункциональные решения - возможность взаимодействия бизнес-процессов различных подразделений;
  • простая и понятная персонализация - легкая настройка ПО в соответствии с требованиями бизнеса, часто не требующая привлечения специалистов;
  • поддержка со стороны поставщика SaaS и обновления - провайдер ответственен за своевременное обновление, выпуск новых версий программного продукта, его техническую поддержку и безопасность данных клиентов;
  • централизованное хранение и обработка данных - вся информация и приложения хранятся на удаленных серверах провайдера услуги, что позволяет пользователям иметь доступ к своим данным, работать с ПО через сеть Интернет;
  • удобная работа с данными - модель SaaS позволяет публиковать, перемещать данные как в самом программном обеспечении, так и в локальной сети, частных облачных приложениях. Также возможен быстрый сбор, подготовка, визуализация и анализ данных в режиме реального времени;
  • возможность интеграции в решения SaaS сторонних программ, систем, данных по открытому API.

Это лишь основные, общие возможности модели «программное обеспечение как услуга». Каждая конкретная услуга открывает больше возможностей для того или иного вида деятельность. Дальше рассмотрим, какие бывают типы услуг SaaS и применение модели в современном бизнесе.

Виды услуг SaaS

Существуют различные типы приложений SaaS, которые отличаются ориентированием на применение в определенных областях бизнеса и в зависимости от его потребностей.

Первый тип программ предназначен для управления бизнес-процессами: бухгалтерские программы, BPM-системы, ERP. Они позволяют компаниям эффективно управлять своими процессами: финансы, ресурсы, учет, склад, прочее. Данные приложения дают возможность автоматизировать различные рутинные задачи, повысить надежность учета.

Другой тип приложений предназначен для управления взаимоотношениями с клиентами - CRM. Данные программы позволяют эффективно взаимодействовать с клиентами, контролировать заявки, управлять продажами. Это мощные инструменты для аналитики, автоматизации, они помогают предоставлять клиентам качественный сервис и выстраивать с ними долгосрочные отношения.

Современному бизнесу не обойтись без качественной и надежной коммуникации как с клиентами, так и между сотрудниками. Для этих целей среди SaaS-решений существуют сервисы облачной АТС, одним из которых является компания «1АТС».Возможности облачной АТС

ВАТС обеспечивают бизнесу качественную и бесперебойную связь с клиентами в любой точке мира. Являются отличным решением для корпоративной связи, контакт-центров и обладают набором функций для удобной коммуникации:

  • конференц-связь;
  • бесплатное общение между сотрудниками;
  • многоканальные номера;
  • умная переадресация;
  • голосовое меню и другое.

Кроме того, виртуальные АТС обладают рядом возможностей для аналитики, контроля и безопасности:

  • call-tracking;
  • финансовая отчетность по звонкам;
  • журнал звонков;
  • запись и прослушивание разговоров;
  • черные и белые списки;
  • защищенное соединение.

ВАТС это мощный и универсальный инструмент для современного бизнеса.

Для коллаборации, работы над общими проектами поставщики SaaS предлагают системы и приложения для совместной работы. Они позволяют сотрудникам эффективно взаимодействовать между собой, управлять и совместно выполнять задачи, работать с документами и общаться в режиме реального времени. К таким типам приложений относятся ИСУП (информационные системы управления проектами), различные сервисы Google.

Еще один вид услуг SaaS представляет собой приложения для отчетности и аналитики. Такие решения позволяют собирать, анализировать и визуализировать различные данные и метрики, и использовать их для принятия более обоснованных решения. Это эффективные и мощные инструменты для маркетинга: проведение исследований, прогнозирование, оптимизация ресурсов и процессов бизнеса.

Как видим, SaaS-решения имеют большой спектр сервисов, которые полезны в разных сферах деятельности и упрощают работу различных бизнес-процессов. Как правило, поставщики стараются создавать их простыми в использовании, гибкими в настройках, масштабируемыми, доступными по цене и тарифам, что делает их более популярными на ИТ-рынке по сравнению с десктопными программами.

Преимущества SaaS для современного бизнеса

Платформы SaaS имею ряд преимуществ для пользователей. Рассмотрим основные из них, которые подняли облачные сервисы и приложения на пик популярности.

Легкий старт и низкие затраты. По сравнению с традиционным подходом в приобретении ПО (десктопные версии), модель SaaS не требует больших затрат времени на установку, значительных вложений средств на покупку ПО, приобретения лицензий. Конечные пользователи могут использовать услугу сразу после оплаты тарифа, подписки. Такой подход снижает стартовые расходы, ускоряет внедрение приложения в рабочие процессы.

Гибкость и масштабируемость. Компании, использующие SaaS-решения, могут без проблем адаптировать облачные программы в соответствии со своими потребностями:

  • увеличивать или уменьшать количество подписок для своих сотрудников;
  • расширять или уменьшать функционал приложений, при этом экономить расходы на использование сервиса;
  • предоставлять удаленный доступ сотрудникам работающим вне офиса;

Модель позволяет использовать ПО с любых устройств, что обеспечивает мобильность.

Всегда актуальные версии ПО. Пользователи облачных приложений автоматически получают доступ к последним версиям программного обеспечения. Это гарантирует актуальность сервиса и его функций без необходимости самостоятельно управлять обновлениями. Кроме того, техническая служба поставщиков облачных программ всегда следит за работоспособностью своего продукта и своевременно устраняет неполадки.

В использовании модели SaaS можно выделить и недостатки, но это скорее неизбежная ноша, которая присуща всем современным ИТ-решениям. Например, зависимость от интернет-соединения. Да, при работе с SaaS необходим стабильный и надежный интернет, ведь при перебоях или отсутствии доступа к сети нельзя будет работать с программой. Но такая проблема актуальная и в других моментах, и, если оценить всю ситуацию глобально, то вряд ли нестабильное интернет-соединение является частой проблемой для бизнеса.

Другой недостаток, который присущ SaaS-решениям - пользователь полностью зависит от поставщика услуги. Основным аргументом такого минуса является тот факт, что у провайдера могут возникнуть технические проблемы, или он прекратит предоставлять свои услуги. Такая проблема приведет к простоям в работе или даже потере данных. Также, тот факт, что программы находятся на сторонних сервисах, влечет за собой риски для безопасности данных. Но в обоих вариантах нужно задаться вопросом: сколько известно случаев простоя в работе или потере данных при использовании SaaS-решений?

Прогнозы и будущее SaaS

Специалисты данной ИТ-отрасли прогнозируют для нее большое будущее. За последние пять лет продажа облачных решений принесла поставщикам сотни миллиардов долларов США ежегодно, и эти показатели увеличиваются, что указывает на тенденцию роста спроса на SaaS-продукты. Стимулирующим фактором такой популярности является развитие SaaS:

  • активное внедрение средств AI и машинного обучения - неотъемлемая часть всех современных корпоративных облачных приложений. Они играют важную роль в автоматизации управления, ведь с развитием SaaS-приложений и облачной инфраструктуры системы все меньше зависят от человека;
  • развитие других технологий и возможностей: цифровые помощники, чат-боты, IoT (Интернет вещей), блокчейны, средства виртуальной и дополненной реальности;
  • интеграции - кросс-функциональность большинства SaaS-платформ позволяет их объединять с другими системами по открытому API. Практически все поставщики стараются предоставлять пользователям такую возможность, которая все чаще становится необходимостью.

Сервисы SaaS прочно вошли в жизнь любого бизнеса, что позволило эффективнее решать различные задачи в режиме онлайн, а также без покупки, скачивания и установки ПО. Индивидуальные предприниматели, малый, средний и крупный бизнес по достоинству оценили незаменимые рабочие инструменты для своей деятельности: ВАТС, CRM, ERP и многое другое.